Гуны

Гуны - это одно из основных понятий Ведъ описывающее качества материальной природы. В переводе с санскрита "гуна" - значит "качество". Так же этим словом обозначается "верёвка". Качество верёвки - связывать. Таким образом понятие гуны характерезует, наделяет какой либо объект (например человека) связывающим, сковывающим этот объект качеством. И если (например, забегая вперёд) говорить о таком качестве как тамас, то это становится серьёзной помехой, почти непреодолимым препятствием, не позволяющим человеку полностью проявить, или даже осознать своё предназначение.

Гуны являются атрибутом исключительно материального мира. По причине того, что в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу.

Три гуны материальной природы

Саттва – одухотворяющая сила: уравновешивает, гармонизирует;
Раджас – побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие: страсть, возбуждение, деятельность;
Тамас – тормозящая сила, которая тянет вниз к невежеству: лень и прочии виды негативной бездеятельности.

Все эти качества необходимы для созидания материального мира (МИР - Матрица Информационного Развития). Понятие гун применимо к любой сфере материального мира (к жизни во Вселенной в целом) и имеет весьма широкое значение. Всякое явление в природе, мире вообще, имеет своё преобладающее качество, с небольшими отличиями, вариантами преобладания одной над другой, в процентном соотношении, трёх известных гун.

Без понимания гун материальной природы, без осознанной манипуляции гунами, не возможен духовный прогресс личности. Так как все три гуны обязательно присутствуют, в тех или иных пропорциях, как в нас, так и вокруг нас. Это процентное соотношение качеств меняется под влиянием многих факторов, но главный фактор на который нам следует обращать внимание - это то, что мы едим, ведь подсредством исключения из своего рациона тамосичной пищи, на 98% можно гарантировать и изменения в (поведении, мировозрении) качестве жизни, так как гуна пищи переходит в организм и становится гуной состояния. Второй по значимости влияния на нас фактор - это наше физическое окружение, оно так же влияет на нас, на наше ментальное состояние.

Для полного понимания влияния гун на вашу жизнь рекомендую прочесть 14 главу из Бхагавад-гиты "Три гуны природы" (см. ниже), она вполной мере раскрывает всю важность влияния гун на вашу жизнь. Понимая природу материального мира вы сможете корректировать свою судьбу меняя качества своей личности!

Бхагавад-гита. Глава 14. ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Благословенный Господь сказал:
14.1. Я снова возвещу тебе наивысшее из знаний, познав которое все мудрецы достигали высочайшего совершенства.
14.2. Посвятив себя этому знанию и став подобным Мне, они не возрождаются во время сотворения и не исчезают во время уничтожения мира.
14.3. Мое лоно – изначальная материя, в нее Я вкладываю семя, так возникают все существа, о Бхарата.
14.4. Для всех видов жизни, появляющихся из различных лон, изначальная материя является лоном, а Я – Отец, дающий семя.
14.5. О могучерукий, гуны – благость, страсть и невежество – возникли из материи; они связывают вечное существо, когда оно попадает в тело.
14.6. Из них гуна благости, будучи самой чистой, ведет к просветлению и очищению. И она связывает, о безгрешный, привязанностью к счастью и привязанностью к знанию.
14.7. Знай, гуна страсти, рожденная влечением, источник вожделения и привязанности; о сын Кунти, она связывает воплощенного привязанностью к деяниям ради плодов.
14.8. Знай, гуна темноты, рожденная невежеством, ввергает в заблуждение всех воплощенных; она связывает, о Бхарата, тупостью, ленью и сном.
14.9. Гуна благости привязывает к счастью, гуна страсти – к действию ради плодов, а гуна невежества, окутав знание, привязывает к тупости.
14.10. Гуна благости проявляется, когда преодолены страсть и невежество; иногда гуна страсти преобладает над благостью и невежеством или гуна невежества – над благостью и страстью.
14.11. Когда свет знания излучается из всех врат тела, то следует знать, что преобладает благость.
14.12. Когда возрастает влияние гуны страсти, о лучший из Бхарат, то возникают жадность, внешняя активность, привязанность к плодам дел, беспокойство и вожделение.
14.13. Когда преобладает гуна невежества, о сын Куру, порождаются затмение, пассивность, тупость и заблуждение.
14.14. Если воплощенный встречает смерть во время преобладания гуны благости, тогда он достигает чистых миров великих мудpецов.
14.15. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди привязанных к действию ради плодов, а умирая в гуне невежества, он рождается в лоне заблудших.
14.16. Плод добродетельной деятельности чист; он, говорят, в гуне благости; плод гуны страсти – страдание; а плод гуны невежества – неведение.
14.17. От гуны благости возникает познание, от гуны страсти – жадность, а от гуны невежества – тупость, заблуждение и неведение.
14.18. Пребывающие в гуне благости идут вверх, пребывающие в гуне страсти остаются в середине, а пребывающие в низшей гуне идут вниз.
14.19. Если созерцающий видит, что нет исполнителя действий, кроме гун, и знает того, кто выше гун, то он достигает Моей природы.
14.20. Когда воплощенный выходит за пределы этих трех гун, из которых возникло тело, он освобождается от рождения, смерти, старости и страданий и достигает бессмертия.

Арджуна сказал:
14.21. Каковы признаки превзошедшего три гуны, о Господь? Каково его поведение и как он поднимается над гунами?

Благословенный Господь сказал:
14.22. Кто, о Пандава, не ненавидит озарение, деятельность и заблуждение, когда они приходят, и не стремится к ним, когда они уходят;
14.23. Кто, оставаясь безучастным, не поддается влиянию гун; кто, зная, что лишь гуны действуют, остается непоколебимым и стойким;
14.24. Кто одинаков в счастье и несчастье, пребывает в себе и одинаково взирает на ком земли, камень и золото, приятное и неприятное, стойкий, равный к порицанию и похвале;
14.25. Равный к почестям и поруганию, одинаково относящийся к другу и врагу, отрешившийся от всех начинаний – о таком говорится, что он поднялся над гунами.
14.26. А кто служит Мне с неизменной преданностью и любовью, тот, превзойдя эти гуны, достигает уровня Брахмана.
14.27. Ибо Я – обитель Брахмана, бессмертного и нетленного, вечной религии и абсолютного блаженства.


наверх